1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок внесения передового педагогического опыта в краевую базу данных.
1.2. База данных передового педагогического опыта системы образования Хабаровского края формируется в ХК ИППК ПК.
1.3. Цель создания краевой базы данных передового педагогического опыта – информационно - методическое обеспечение инновационных процессов в системе образования Хабаровского края. 1.4. Автором передового педагогического опыта могут выступать:
- руководитель (заместитель) образовательного учреждения;
- педагогические работники;
- объединения педагогических работников (методические объединения, творческие группы);
- образовательные учреждения.
2. Критерии передового педагогического опыта.
2.1. Актуальность, то есть соответствие потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.
2.2. Новизна:
- в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
- в комбинации элементов известных методик;
- в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.
2.3. Высокая результативность:
- на уровне знаний учащихся;
- в личностном росте учащихся;
- в методическом и научно - методическом обеспечении учебно - воспитательного процесса;
- в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
2.4. Оптимальность, то есть достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени.
2.5. Стабильность:
- подтверждение эффективности опыта при некотором изменении условий;
- достижение устойчивых положительных результатов на протяжении длительного времени.
2.6. Научность, то есть соответствии основополагающим положениям педагогики, психологии, методики.
2.7. Возможность творческого применения, то есть опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать «изюминку» - рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.
3. Порядок внесения передового педагогического опыта в краевую базу данных.
3.1. Для изучения и обобщения (с последующим внесением в краевую базу данных) передовой педагогический опыт может быть рекомендован:
- районной (городской) методической службой после внесения его в районную (городскую) базу данных;
- специалистом ХК ИППК ПК;
- комитетом общего образования администрации Хабаровского края;
- краевым экспертным советом;
- Главной аттестационной комиссией.
Передовой педагогический опыт вносится в краевую базу данных по итогам профессиональных конкурсов «Учитель года», «Школа года», «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании» и других, если соответствует критериям передового педагогического опыта, утвержденным данным Положением.
3.2. Районные (городские) методические службы подают заявки о внесении передового педагогического опыта в краевую базу данных до 20 октября текущего года в ХК ИППК ПК, на основании чего формируется график изучения и обобщения опыта специалистами ХК ИППК ПК. Определяются сроки внесения данного опыта в краевую базу данных.
3.3. Для внесения передового педагогического опыта в краевую базу данных необходимо представить следующие материалы:
- заявку (приложение №1);
- описание опыта (приложение №2);
- приложения (авторские программы, учебно-методические разработки, дидактический, раздаточный материал, видеозаписи и другие).
Методист ХК ИППК ПК имеет право запросить дополнительные материалы.
Вышеуказанные материалы представляются в печатном виде на бумажных носителях и в электронном виде на компьютерной дискете.
3.4. Методист ХК ИППК ПК заполняет карточку - информатор на изученный и обобщенный опыт.
3.5. На заседании Ученого совета ХК ИППК ПК рассматривается опыт, представляемый специалистом ХК ИППК ПК или автором данного опыта, и принимается решение о внесении его в краевую базу данных передового педагогического опыта.
3.6. Автору внесенного в краевую базу данных опыта выдается свидетельство соответствующего образца.
Приложение 1
_________________________
ЗАЯВКА
Прошу внести в краевую базу данных передового педагогического опыта опыт работы ____________________________________________
(Ф. И. О. автора опыта, должность, образовательное учреждение) по проблеме (теме)__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата. Роспись руководителя РМК
Приложение 2.
ПАМЯТКА описания передового опыта для внесения в краевую базу данных
Целостное описание опыта включает в себя три раздела.
РАЗДЕЛ I.
Информационный, включающий сведения об опыте:
1. Тему опыта, которая отражает главные направления педагогической деятельности.
2. Сведения об авторе опыта или коллективе авторов передового опыта (приложения №№ 2а,2б).
3. Сведения о том, какими материалами представлен опыт.
4. Степень новизны опыта: усовершенствование, комбинация, эвристика, открытие.
5. Способ получения нового: опытничество, опытно - экспериментальная работа, научно - исследовательская деятельность.
6 Содержательно-целевая направленность опыта, то есть с каким компонентом целостного педагогического процесса связан (содержание образования, педагогические технологии, управленческая деятельность, методическая работа).
7. Длительность функционирования опыта (этот срок отсчитывается с того момента, когда началось целенаправленное изучение опыта, выделение его результативности и так далее).
РАЗДЕЛ II.
Технологический, в котором опыт может быть описан по схеме «Цель — задачи — средства - технология их использования — условия работы - результат».
1. Актуальность опыта:
- противоречия педагогической деятельности, решаемые в опыте;
- цели и задачи, их соответствие социальному заказу, реальным потребностям практики.
2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность (значение):
- используемые формы учебных и внеучебных занятий;
-преобладающие виды деятельности (учебная, трудовая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная и др.);
- формы и приемы организации деятельности, отработанные в опыте.
В первую очередь необходимо описать основные средства реализации актуальных задач, составляющих суть опыта.
3. Педагогическая технология:
- последовательность действий при осуществлении учебно-воспитательного процесса: подготовительный этап (осознание цели, изучение состояния, постановка задач, подбор средств, планирование); этап организации совместной с учащимися деятельности; этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность;
- последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий, их место в целостной системе средств, применяемых в опыте.
4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
- условия, организация и использование которых способствуют достижению высоких результатов;
- необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать).
5. Результативность опыта.
Оценивая результаты, получаемые в опыте, необходимо сравнить их с типичными для данных условий работы. Важно показать степень оптимальности получаемых результатов.
РАЗДЕЛ III.
Внедренческий, в котором представляются стороны передового педагогического опыта, особенно существенные для его последующего использования в массовой практике.
1. Условия функционирования опыта, к которым можно отнести тип образовательного учреждения, преподаваемые предметы, классы, в которых работает учитель, особенности учащихся, материальная база, уровень профессиональной культуры педагога, его видение актуальных проблем образования и т.п.
2. Главная идея опыта и его теоретическая база. Необходимо показать рациональное «зерно», главный его замысел, самое существенное в деятельности педагога. Такая информация в описании опыта представляет собой вывод из всех оценок опыта, которые прозвучали ранее. Здесь уместно дать теоретическое обоснование опыту, из каких научных положений данный опыт исходит.
3. Перспективы применения опыта в массовой практике:
- система мер по распространению рассматриваемого передового педагогического опыта;
- отношение к опыту со стороны педагогов в том месте, где опыт возник, а также со стороны педагогов других образовательных учреждений;
- конкретные адреса внедрения передового опыта; отзывы и замечания последователей, полученные ими результаты; анализ возможных ошибок при использовании опыта.
4. Экспертное заключение: кем и когда определена научная ценность и практическая значимость опыта (научный руководитель, специалисты вузов, ХК ИППК ПК, работники РМК).
Приложение 2а
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПЕДАГОГА
1. Ф. И. О. ___________________________________________________________
2. Год рождения________________________________________________
3. Фотография (3х4)
4. Домашний адрес_____________________________________________
5. Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания____
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Специальность по диплому ____________________________________
7. Территория, образовательное учреждение, должность________________
8. Звания, награды _____________________________________________
9. Результаты аттестации __________________________________________
10. Участие в профессиональных конкурсах _________________________
11. Стаж педагогической работы __________________________________
12. Стаж работы в данной должности ______________________________
13. Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) ______________
14. Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных _________
15. Имеются ли публикации (выходные данные) _______________________
16. Увлечения __________________________________________________
Приложение 2б
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ (КОЛЛЕКТИВА)
1. Наименование _______________________________________________
2. Полный адрес с указанием индекса и телефона ___________________
3. Год создания. Ф. И О. руководителя ______________________________
4. Номер лицензии, сроки получения, кем выдан документ ____________
5. Номер и дата государственной аккредитации, кем выдан документ___
____________________________________________________________________
6. Форма обучения (дневная, вечерняя, сменная) ____________________
7. Продолжительность обучения: начального общего _______, основного общего _______, среднего общего ______________________________
8. Количество классов-комплектов ________________________________
9. Количество учащихся __________________________________________
10. Средняя наполняемость классов _______________________________
11. Сменность занятий (1, 2 смены) _______________________________
12. Численность учащихся на одного педагога________________________
13. Коррекционные классы ______________________________________
14. Группы продленного дня _____________________________________
15. Количество педагогов ________, из них пенсионеров _______________
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
(указать предметы и количество)
16. Заслуженные учителя ___________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(Ф. И. О)
17. Народные учителя ___________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________
(Ф. И. О)
18. Отличники народного просвещения (количество)________________
19. Другие награды_________________________________________
20. Образование педагогов (кол-во)' высшее ________________,
среднее профессиональное ________, н/высшее______________________________
21. Курсы повышения квалификации (кол-во за последние 5 лет)
22. Квалификационная категория (кол-во чел.): высшая _________,
1 кв. категория ________, 2 кв. категория______________________
23. Кол-во педагогов, имеющих ученую степень (отметить постоянных, совместителей) _____________________________________________________________
24. Вариативность обучения: общеобразовательная подготовка ______, эстетическая подготовка_________________________________________
углубленное изучение (указать предметы) _________________________
25. Модуль образовательной системы (схема)_______________________