Аттестация педагогических и руководящих работников в Хабаровском крае проводится по двум направлениям:
Первое направление - оценка уровня квалификации и профессионализма.
Второе направление - оценка уровня профессионализма и продуктивности деятельности.
1. Первое направление. Первое направление аттестации педагогических и руководящих работников включает в себя обязательную и вариативные формы.
- 1.1. Обязательная форма первого направления (на высшую, первую квалификационные категории).
Повышение квалификации является обязательной формой первого направления аттестации педагогических и руководящих работников на высшую, первую квалификационные категории. Повышение квалификации осуществляется не реже, чем один раз в пять лет в течение всей педагогической (руководящей) деятельности.
Повышение квалификации может включать в себя следующие виды обучения: - длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности;
- профессиональная переподготовка педагогических, руководящих работников.
Повышение квалификации осуществляется в государственных образовательных учреждениях (на факультетах) дополнительного профессионального образования.
Руководящие работники, претендующие на высшую и первую квалификационные категории, при аттестации обязаны пройти повышение квалификации.
Педагогические работники, претендующие на первую квалификационную категорию, обязаны пройти повышение квалификации. Педагогические работники, претендующие на высшую квалификационную категорию, обязаны пройти повышение квалификации с обязательной сдачей квалификационного экзамена (тестирования) по содержанию преподаваемого предмета, профильной области знаний, специальности (для узких специалистов), направлению деятельности.
- 1.2. Вариативные формы первого направления (на высшую, первую, вторую квалификационные категории).
Вариативными формами аттестации руководящих и педагогических работников по первому направлению являются:
Для руководящих работников, претендующих на:
высшую квалификационную категорию
первую квалификационную категорию
-
1. Собеседование по вопросам управленческой деятельности.
-
2. Переподготовка по специальности «Менеджер образования» (копия диплома, действительна в течение пяти лет со дня выдачи диплома).
Для педагогических работников, претендующих на:
высшую квалификационную категорию
первую квалификационную категорию
-
1. Собеседование.
-
2. Творческий отчет.
- 3. Защита реферата.
- 4. Защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки.
вторую квалификационную категорию
-
1. Собеседование.
-
2. Творческий отчет.
Руководящий работник и педагогический работник имеет право выбрать одну из вариативных форм.
При оценке первого направления аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений аттестационным комиссиям следует руководствоваться:
- - требованиями к квалификации по разрядам оплаты (Постановление Минтруда РФ от 17.08.1995 г. № 46);
- - показателями оценивания уровня квалификации и профессионализма аттестуемого (Приложение 3 к письму Минобразования России от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/20-5).
1.3. Особые вариативные формы первого направления.
Считаются особыми вариативными формами прохождения педагогическими работниками первого направления аттестации на высшую, первую, вторую квалификационные категории:
-
- разработка учебного издания, прошедшего экспертизу в краевом экспертном совете при ХК ИППК ПК, рекомендованного министерством образования края к использованию в образовательных учреждениях (прилагается копия приказа);
-
- окончание «Школы педагога-исследователя» при ХК ИППК ПК (прилагается копия свидетельства установленного образца);
1.4. Форма первого направления при досрочной аттестации.
В случае выхода педагога или руководителя на досрочную аттестацию ему необходимо вновь пройти первое направление, выбирая иную вариативную форму квалификационных испытаний, чем в предшествующую аттестацию.
1.5. Педагогический и руководящий работник по желанию может пройти вариативные формы первого направления в период курсовой подготовки (переподготовки).
2. Второе направление.
2.1. Процедура проведения аттестации по второму направлению.
По второму направлению аттестации педагогических и руководящих работников оценка уровня профессионализма и продуктивности деятельности осуществляется на основе анализа представленных материалов (в том числе по аттестации и аккредитации образовательного учреждения – для руководителей).
2.2. Аттестация руководящих работников по второму направлению проводится на основе следующих материалов:
претендующие на высшую квалификационную категорию материалов, отражающих уровень профессионализма и практические результаты управленческой деятельности аттестуемого, итоги мониторинга успешности работы с педагогическим коллективом, обучающимися (воспитанниками), родителями;
- документально подтвержденных результатов реализации программ (в т.ч. воспитательных) развития образовательного учреждения;
- документально подтвержденных результатов инновационной деятельности учреждения;
- материалов, отражающих уровень медико-социальных и материально-технических условий в образовательном учреждении
претендующие на первую квалификационную категорию материалов, отражающих уровень профессионализма и практические результаты управленческой деятельности аттестуемого, итоги мониторинга успешности работы с педагогическим коллективом, обучающимися (воспитанниками), родителями
Представления (для аттестующихся впервые).
2.3. Аттестация педагогических работников по второму направлению проводится на основе следующих материалов:
на высшую квалификационную категорию
-
анализа учебных программ, календарно-тематических и поурочных планов аттестуемого;
-
посещения и анализа учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым;
- материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности аттестуемого (документация);
- материалов, отражающих участие аттестуемого в работе научно-методических объединений и творческих групп различного уровня (протоколы заседаний МО, педсоветов, программы конференций, семинаров, чтений и др.);
- материалов, отражающих участие аттестуемого в опытно-экспериментальной (инновационной) деятельности (справки, отзывы приказы, отчеты и др.);
на первую квалификационную категорию
-
анализа учебных программ, календарно-тематических и поурочных планов аттестуемого;
-
посещения и анализа учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым;
- материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности аттестуемого (документация);
- материалов, отражающих участие аттестуемого в работе научно-методических объединений и творческих групп различного уровня (протоколы заседаний МО, педсоветов, программы конференций, семинаров, чтений и др.)
на вторую квалификационную категорию посещения и анализа учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым; материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности аттестуемого (документация) ;
При оценке второго направления аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений аттестационным комиссиям следует руководствоваться:
- - требованиями к квалификации по разрядам оплаты (Постановление Минтруда РФ от 17.08.1995 г. № 46);
- - требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (Приложение 3 к письму Минобразования России от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/20-5);
- - показателями оценивания уровня профессионализма и продуктивности деятельности аттестуемого.
Для составления объективного экспертного заключения о соответствии либо несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории экспертами используются данные, взятые за межаттестационный период (за пять лет).
Аттестуемому предоставляется право выбора предмета и класса для прохождения аттестации.
Педагогические и руководящие работники при необходимости имеют право предоставлять в аттестационные комиссии любые дополнительные материалы, характеризующие их деятельность, и документально зафиксированные результаты своего труда (результаты предметных олимпиад, конкурсов, соревнований обучающихся, воспитанников, выступления, доклады на научно-практических конференциях, публикации и др.).
3. Альтернативные формы аттестации (по первому и второму направлениям).
3.1. Признаются альтернативными формами аттестации в целом:
-
- победа (1 место) в краевом профессиональном конкурсе «Учитель года» (в соответствии с Положением о конкурсе);
-
- награждение аттестуемого в межаттестационный период Государственной наградой (орденом, медалью, почетным званием Российской Федерации: «Народный учитель РФ», «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный работник физической культуры РФ», «Заслуженный работник культуры РФ» и др.).