Программно-технический комплекс ACTIVboard («Активный экран») компании TDS Promethean Deutschland GmbH, состоящий из интерактивной доски и ПО «АКТИВстудио», на протяжении уже довольно длительного времени считается лучшим решением в своем классе. Так, на выставке «Информационные технологии в образовании’2001» по результатам опроса 1000 специалистов он был признан лидером в разделе «Аппаратное обеспечение образовательного процесса», и вполне заслуженно. Сегодня «Активный экран» успешно используется в Московском университете потребительской кооперации, МВТУ им. Н. Э. Баумана, Нижегородском государственном техническом университете, Ставропольском государственном университете, других учебных заведениях, а также на крупных государственных и коммерческих предприятиях. Всего в мире установлено более 20 000 таких систем. Поэтому «Мир ПК» решил поближе познакомить своих читателей с этим оборудованием.
ACTIVboard «Активный экран» — это уникальная интерактивная система представления информации, предназначенная для использования во время деловых совещаний, презентаций либо в процессе обучения (в том числе дистанционного) и управляемая компьютером. Несмотря на то что в ней реализованы самые современные технологии, ее системные требования весьма скромные. Комплекс работает с IBM-совместимым ПК с процессором Pentium II (и выше), 32-Мбайт ОЗУ и ОС Windows 95/98/NT/2000. Для вывода изображения необходим мультимедийный проектор, способный воспроизводить световой поток мощностью не ниже 700 ANSI-лм.
Входящая в состав комплекса интерактивная доска с диагональю 1,88 м подсоединяется к компьютеру (через последовательный порт) и к проектору и может фиксироваться на стене с помощью кронштейнов или устанавливаться на стойке с колесиками для передвижения внутри помещения. В результате информацию, которая поступает от VGA-порта компьютера через проектор на доску, могут видеть все участники мероприятия.
Однако в названии системы не случайно присутствует слово «активный»: каждому предоставляется возможность не только смотреть, к примеру, презентацию, но и работать с ACTIVboard в интерактивном режиме! Посредством специального карандаша (без соединительного провода, который только стеснял бы движения), заменяющего мышь, можно полностью управлять компьютером. «Щелкнув» карандашом на соответствующем экранном элементе, не составит никакого труда запустить любое приложение, просмотреть содержимое CD-ROM, Web-узла, сохранить нужную информацию в виде файлов на жестком диске ПК и вывести ее на интерактивную доску. Карандашом также делаются надписи, а специальные символы и видеоэффекты (имеющиеся в библиотеке «АКТИВстудио») помогают обратить внимание присутствующих на наиболее важные и значительные блоки информации, показываемой на доске.
Впрочем, совсем не обязательно делать записи непосредственно во время делового доклада или учебной лекции. Предусмотрена возможность подготовки материалов заранее, для этого, кстати, очень удобно использовать специальный «АКТИВпланшет» формата А6. Он также легко подключается к компьютеру.
«АКТИВпанель» А что делать, если докладчику неудобно все время находиться рядом с доской? Такую ситуацию разработчики тоже предусмотрели. Комплекс ACTIVboard может быть оборудован инфракрасным или радиопортом. Он позволяет посредством особого устройства «АКТИВпанель» (тоже с инфракрасным портом) и карандаша работать с интерактивной доской, находясь на любом расстоянии от нее, перемещаясь по залу, где идет совещание, или учебной аудитории. Одновременно можно использовать до 60 «АКТИВпанелей».
Наконец, стоит сказать о возможности проведения с помощью «Активного экрана» голосования: он способен фиксировать и подсчитывать нажатия на кнопки специальных пультов ДУ (их может быть любое количество), которые раздают участникам.
Как же этим чудом техники управлять? На удивление просто. Взаимодействие между пользователем и «Активным экраном» осуществляется посредством программной составляющей комплекса, пакета «АКТИВстудио», обладающего впечатляющим набором функций и чрезвычайно простым и понятным интерфейсом. Это ПО предоставляет столько возможностей, что удовлетворит самого взыскательного пользователя.
В «АКТИВстудио» можно подготовить файлы презентации, а затем, во время выступления, вызывать их, «пролистывать» в любом порядке, а при необходимости и редактировать. Предусмотрен также вывод выбранных страниц на печать. После окончания делового совещания, конференции или учебной лекции все файлы выступления автоматически сохраняются на жестком диске компьютера и могут быть распечатаны, скопированы на дискету, посланы по электронной почте, опубликованы на Web-узле и т. д.
Очень важно, что разработчики «Активного экрана» позаботились о совместимости форматов: файлы формата «АКТИВстудио» легко конвертируются в форматы приложений Windows, например Excel либо Word. Благодаря этому нет необходимости в рутинной работе по переписыванию документов только что прошедшего мероприятия. Таким образом, каждый из присутствующих сможет взять с собой всю необходимую ему информацию и, придя на свое рабочее место, проанализировать ее и использовать в дальнейшей деятельности.
Программное обеспечение «АКТИВстудио» также позволяет создавать и каталогизировать библиотеки наиболее часто используемых элементов (символов) и файлов различных форматов — текстовых, графических, звуковых, видео, Web-страниц. Такие библиотеки существенно облегчают подготовку материалов для выступления, помогая выполнить ее наиболее быстро и качественно.
Модуль «АКТИВтест» программного обеспечения «АКТИВстудио» и пульты ДУ позволяют в конце выступления докладчика провести быстрый опрос всех присутствующих по только что рассмотренной теме. Результат сразу же будет подсчитан и наглядно представлен на интерактивной доске в виде диаграммы или таблицы. Это дает возможность проанализировать, что думают по данному вопросу слушатели или как усваивается материал курса учащимися. Допустимо проводить как поименные, так и анонимные опросы.
Модуль «Распознавание от руки написанного текста» позволяет любую надпись, сделанную на интерактивной доске карандашом от руки, трансформировать в текстовый блок. Потом его можно будет прочитать и отредактировать в текстовом редакторе ПО «АКТИВстудио», а также (после конвертирования) в практически любом другом текстовом редакторе, например в Word. При этом качество распознавания вызывает заслуженное уважение — проведя эксперимент, мы не нашли в полученном тексте ни одной ошибки!
Итак, программно-технический комплекс «Активный экран» имеет очень хорошую перспективу как на зарубежном, так и на российском рынке образования. Может он эффективно применяться и при дистанционном обучении: ведь информацию, показываемую на интерактивной доске, не составляет никакого труда быстро конвертировать в нужный формат и послать учащимся по электронной почте либо опубликовать в Интернете.
Разумеется, учебными целями сфера применения «Активного экрана» не ограничивается. Не менее востребована такая система на предприятиях и в учреждениях для проведения конференций, а также на выставках. Удобное и наглядное представление результатов голосования по обсуждаемым вопросам позволяет всем участникам оперативно анализировАствацатуров
Урок с интерактивной доской
Новые универсальные технические средства обучения все интенсивнее внедряются в нашу педагогическую практику. Беда в том, что многие их новинок появились в образовании со стороны: не по заказу педагогов, а из других сфер общественной жизни. Яркий пример - интерактивная доска. Она использовалась в компаниях на всякого рода бизнес-форумах. И вдруг ворвалась в образование... Есть определенные наработки..
Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий, которыми пополняются медиатеки школ и Межшкольных методических центров. У учителя появилась возможность моделировать различные биологические и физические процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске, цифровыми лабораториями. Первая проблема состоит в том, что не каждая школа может позволить себе приобрести интерактивную доску с необходимым программным обеспечением, который бы обеспечил минимальные возможности моделирования. В этом случае интерактивная доска используется, как проекционный экран, когда интерактивность достигается через управление презентацией или элементами интерфейса с помощью выбора управляющих элементов на сенсорном экране. Вторая проблема - учителю нужно время на освоение этих технологий, так как после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета. Третья проблема – преодолеть стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема упирается в наличие хорошей технической базы и программного обеспечения для ИД. Наш центр начинает такую работу. Хотелось бы узнать мнение коллег, которые имеют больший опыт работы с интерактивной доской.
Мнение учителей
-
Работаю с интерактивной доской около года. Помогаю учителям разрабатывать уроки. Но не вижу в этой доске большого плюса для российской школы. Во-первых те флэш объекты, которые есть в галерее программного обеспечения доски скудны и их не так много, большинство рисунков на английском, чтобы учителю создавать свои уроки с помощью интерактивной доски (ИД) ему нужно хотя бы знать флэш, чтобы уроки были более динамичные и интересные, а с такими картинками и пердвигалками, котрые есть там, можно с успехом использовать и простой экран с проектором. ИД, возможно, хорошо подходит для начальной школы. Мы выводим на нее, например, программный продукт, в котором ребенок должен пройти тест, определить правильный ответ, подсчитать, но и тут получается работа только для одного остальные в это время сидят и смотрят. Успещнее таки епрограммные продукты и интереснее проходят в классе кабинете информатики, в который мы приводим ребятишек и они каждый сидят за компьютером и себя тестируют, повторяют и изучают. А такие простые уроки как я нахожу в инете сделать не так уж и сложно. И еще на доске не очень удобно и писать даже после выставления очень точной ориентации. Вообщем, пока мое мнение о доске не самое положительное. и для меня интереснее создавать сайты, презентации, что выглядеть более динамичными. такое мое мнение
-
Не могу сказать, что являюсь опытным пользователем ИД, но плюсы ее использования все же наблюдаю. У нас (учителей английского) есть прекрасные компьютерные программы к УМК (например, к УМК Laser), и до сих пор мы использовали их для контроля усвоения лексического и грамматического материала УМК, работая в кабинете информатики на ПК. Но вот попробовали поработать с этими программами фронтально, с помощью ИД, анализируя выполнение предложенных заданий, чтобы лучше подготовить учащихся к тестовому контролю, и вы знаете, и мне , и моим ученикам такая форма работы понравилась. И результаты теста были выше, чем обычно. Это, конечно, не единственный способ, как эффективно можно построить работу по закреплению изученного материала, но мне такой вариант показался удобным и интересным. Внимание учащихся было приковано к доске в течение всего урока. Конечно, я далека от мысли, что так будет всегда. Но все-таки , нельзя не видеть несомненных плюсов от появления такого оборудования в школах. Конечно, сразу мы не научимся использовать это оборудование на все 100%, но процесс освоения уже идет. И очень хочется, чтобы программ для ИД было больше по всем предметам. К слову, работать с презентациями на такой доске тоже гораздо удобнее, чем на экране.
-
Не вижу в этой доске большого плюса для российской школы. Мы выводим на нее, например, программный продукт, в котором ребенок должен пройти тест, определить правильный ответ, подсчитать, но и тут получается работа только для одного остальные в это время сидят и смотрят. Не согласна с автором. 1. Применение для устной работы -100% успеха в любом классе, можно вывести и программные с CD и самодельные в Pover Point? (см. сообщество математики). Успешнее таки программные продукты и интереснее проходят в классе кабинете информатики, в который мы приводим ребятишек и они каждый сидят за компьютером и себя тестируют, повторяют и изучают.
Что такое интерактивная доска?
Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.
Интерактивная доска - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор. Доска дает возможность демонстрировать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Достаточно подключить интерактивную доску к компьютеру и проектору, чтобы получить возможность работать с изображением от любого источника. Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков.
Как работают с интерактивной доской?
С помощью специального электронного маркера или даже пальца можно делать пометки поверх проецируемого на доску изображения, которые будут сохраняться в специальный файл на компьютере. Докладчик может не только выделять с помощью маркера фрагменты изображения на экране, но и вносить исправления в текст, управлять компьютерными приложениями маркером или пальцем как компьютерной мышью, использовать многочисленные функции, делающие выступление или презентацию более живой и наглядной. С описанием работы с некоторыми из этих функций Вы можете познакомиться в разделе «Секреты мастерства». (VIP)
Какие бывают интерактивные доски?
Производители интерактивных досок используют разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске.
Наиболее распространены на рынке:
- резистивная матрица; - сочетание инфракрасной и ультразвуковой технологии; - электромагнитные волны; - лазерная технология; - оптическая технология.
Резистивная технология основана на применении резистивных матриц и реализована в досках производства Smart и Polyvision. Резистивная матрица - это вмонтированная в пластиковую поверхность интерактивной доски сетка из двух слоев тончайших проводников, разделенных воздушным зазором. Проводники замыкаются от давления на поверхность при прикосновении. Таким образом, докладчик может использовать для работы с доской любой предмет - указку, маркер, собственный палец. Эта технология - сенсорная, она не требует применения специальных маркеров, не использует никаких излучений для работы и не подвержена внешним помехам. Недостатком этой технологии является небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета.
Оптическая технология основана на использовании для считывания координат курсора (маркера или пальца) расположенных по углам доски миниатюрных цифровых видеокамер. При применении этой технологии существенно повышаются быстродействие и точность позиционирования курсора, увеличиваются функциональные возможности. Эта технология реализована в досках SmartBoard.
Инфракрасная и ультразвуковая технологии - снабжение поверхности доски инфракрасными и ультразвуковыми датчиками, определяющими положение маркеров и ластика. Пишущая часть маркеров вставляется в специальную оправу, взаимодействующую с датчиками. Инфракрасные и ультразвуковые датчики могут быть встроены в насадки, которые при креплении на обычную маркерную доску превращают ее в интерактивную. Недостаток технологии в том, что такие доски подвержены воздействию со стороны посторонних источников излучений.
В основе лазерной технологии лежит использование двух инфракрасных лазеров, расположенных на верхней кромке доски, которые отслеживают движущийся по поверхности маркер. Лазерные сканеры, принимая отраженный сигнал от нанесенных на маркерах ободков, определяют точное положение маркера. Эта технология используется в интерактивных досках компании Polyvision.
Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры.
Кроме того, интерактивные доски могут быть прямой и обратной проекции. Существуют также интерактивные насадки для плазменных мониторов, превращающие их в сенсорные плазменные экраны.
При прямой проекции проектор светит "снаружи", со стороны докладчика.
В досках обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным экраном в специальном корпусе.
Где применяются интерактивные доски?
Область применения интерактивных досок и панелей весьма обширна. В сфере образования они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность передачи данных по сети Internet делает электронную интерактивную доску великолепным инструментом для дистанционного обучения.
Возможность сохранять нанесенные изображения в виде файла и обмениваться ими по каналам связи делает интерактивные доски удачным решением для оборудования ситуационных и кризисных центров.
Другой широкий сектор применения интерактивных досок - деловые презентации, совещания и семинары. Помимо работы со стандартной деловой графикой, эти средства идеально подходят для демонстрации широкой аудитории программного обеспечения или интернет-сайта. В этом случае докладчик жестко не "привязан" к компьютеру, мыши и клавиатуре, поэтому выступление становится более живым и ориентированным на слушателей.
Интерактивные доски находят все более широкий спрос со стороны туристических агентств, использующих их для демонстрации клиентам, выбора и согласования туристических маршрутов.
Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные интерактивные средства обучения. Сейчас в школах появляются интерактивные доски. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий и педагогических совещаний. Это устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.
Интерактивная доска имеет широкий спектр возможностей. Использование этого оборудования повышает эффективность образовательного процесса. Этому способствуют наглядные ресурсы, предлагаемые компаниями разработчиками досок и познавательные обучающие программы по различным предметам, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, предоставляют возможности тестирования с моментальным выводом на доску результатов и др.
Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для учителя интерактивная доска – это хорошее подспорье с целью повышения интереса к преподаваемому предмету, облегчения усвоения материала, а также помощь учащимся с физическими недостатками.
Интерактивные доски могут быть использованы учителем при групповой и фронтальной работе. Они позволяют разнообразить изучение предмета: учитель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте.
Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения – все эти манипуляции будут привлекать внимание учащихся.
Деятельность на уроке с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.
Уже имеющийся опыт показал, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.
К преимуществам использования интерактивных досок можно также отнести то, что учитель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Воспроизведение аудио и видео материалов можно контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если в этом есть необходимость. Замечания и добавления к файлу можно сохранять и использовать на следующих уроках или для повторения на том же уроке. Использование на уроке интерактивной доски позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения.