Характеристика класса.
Прежде всего здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, предпочитаемые, аутсайлидеры, непредпочитаемые; круги желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса. Затем необходимо охарактеризоватьнедостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность: особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность и возбудимость); патологические отклонения. После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое, развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств; отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установка на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу. После этою можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; пробелы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения. Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды. Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем прежде всего сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся.
Затем анализируются внешние связи урока: устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса: чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся: какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
Характеристика замысла урока (план):
• что собой представляет содержание учебного материала (СУМ);
• как будут усваивать СУМ ученики, т. е. каковы методы обучения (МО) и формы организации познавательнойдеятельности (ФОПД);
• какую часть материала они могут усвоить сами (МО, ФОПД);
• какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении;
• что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации;
• что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового;
• как закрепить вновь изученное;
• что будет интересным и легким, а что трудным;
• каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты ТЦУ.Как был построен урок, исходя из его замысла? (Морфологический аспект самоанализа);
• характеристика учебно-воспитательных моментов (УВМ) и их учебно-воспитательных задач (УВЗ);
• объединение УВМ в этапы;
• выделение УВМ. которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
Структурный аспект самоанализа: подробный анализ микроструктуры тех УВМ, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока (КРУ): анализ соответствия в рамках этих учебно-воспитательных моментов УВЗ, СУМ, МО, ФОПД (доказательство оптимальностивыбора); анализ осуществляется через все три аспекта УВЗ. Если есть время и возможность, то такому анализу надо подвергнуть все УВМ урока.
Функциональный аспект анализа:
• на основе установленных способов взаимодействия СУМ, МО, ФОНД, определяется механизм формирования конечного результата урока;
• определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива;
• уясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер конечного результата урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся);
• анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока (КРУ).
Аспект оценки конечного результата урока:
• оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке;
• определение разрыва между триединой целью урока и его конечным результатом;
• сравнение причин этого разрыва;
• оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта ТЦУ;
• выводы п самооценка урока.
Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у учителя и помогает последнему лучше осмыслить свою собственную работу. Педагог-мастер начинается с освоения анализа своего собственного труда!